Финансовый кризис уверенно шествует по планете. Ежедневно
тысячи людей по всему миру теряют работу . Общее число безработных составляет от
2 млн до 6 млн человек. Удручающие цифры, хотя представители кадровых агентств
уверяют, что «всех кого могли, уже сократили» и «профессионалы в большом
дефиците». Но людям, оставшимся без работы , от этого не легче.
В сложившихся условиях тема поиска работы становиться особенно
актуальной. Даже квалифицированный специалист может провести не один месяц в
поисках рабочего места. За одну вакансию могут бороться сразу несколько десятков
претендентов.
Как обычно выглядит поиск работы? Люди пишут и рассылают
резюме , размещают их на сайтах и в газетах, просят помочь знакомых. Часто один
из этих способов срабатывает. Но не всегда. Что же делать тем, кому никак не
удается достичь желаемого? Поискать другой путь, необычный, отличающийся от
всех тех, которыми привыкли идти все соискатели работы.
Уникальность – залог успеха
«Не
важно, что вы делаете, чтобы добиться успеха , вам надо быть уникальным, по
крайней мере на какой-то момент… Исторически те, кто были не похожи на других,
страдали. Теперь отклонение от нормы — это рецепт выживания» - гласит одна из
«умных» книг К. Нордстрема и Й. Риддерстрале «Бизнес в стиле фанк»
Если
следовать изложенным в ней тезисам, то к поиску работы подходить нужно
творчески, применяя нестандартные методы, и даже обычное резюме или
собеседование превратить в уникальное, запоминающееся событие.
Например, американец Джошуа Перски,
потеряв место в банке в период массовых сокращений и безрезультатно пытавшийся
найти работу на протяжении 11 месяцев, в конце концов одел на себя «сэндвич» —
рекламный плакат, на обеих сторонах которого было написано:
«Опытный менеджер,
выпускник Массачусетского технологического института ищет работу»,
— и вышел в таком виде на Манхэттен. И об этом не только
написали все крупнейшие американские газеты, но в итоге он добился поставленной
перед собой цели – нашел работу, его трудоустроила крупная нью-йоркская
компания. А студент Джон Бирн на своем сайте пообещал четырехдневный круиз
любому, кто подскажет ему удачный ход для получения работы в штате Нью-Йорк.
Среди полученных вскоре после этого 6 тыс. писем по электронной почте было и
два приглашения на интервью. В результате он занял место консультанта приемной
комиссии Университета св. Лоренса — работодатель оценил творческий подход Джона
к поиску работы.
Но и россияне умеют мыслить креативно в деле поиска работы. Маркетолог и менеджер
web-проектов Андрей Артищев в марте через свой сайт предложил за помощь в
трудоустройстве оплаченную поездку в Египет или наличными любому, кто подскажет
ему вакансию, соответствующую его квалификации. Конечно, при условии, что он
эту вакансию займет:
«Отрекомендуй меня работодателю. Выдача приза производится
с первой зарплаты… Есть скрытый рынок вакансий, которые передаются из уст в
уста, и именно в этот сектор хочется заглянуть…» — писал он на сайте.
Результат не заставил себя ждать. Сообщение перепечатали
многие известные в интернет-сообществе блогеры, электронные СМИ. «Практически
все потенциальные работодатели узнали о том, что я ищу работу. Если бы я
рассылал обычное резюме по своим контактам, то оно просто затерялось в общем
потоке. А так я получил и массовую аудиторию, и результат: в первый же день
после размещения сообщения я ездил на собеседование. Работодатели сказали:
именно такой человек нам и нужен — «тот, кто при кризисном бюджете будет не
просто покупать баннеры на последние деньги, а придумает неординарный,
эффективный ход», — рассказывает Андрей Артищев.
Отличный ход, который привлекает внимание, сразу видно, что
кандидат ориентирован на результат, — так оценили действия Андрея многие
хедхантеры, ведь он не просто разместил резюме на сайте и ждал, ответил ли
кто-нибудь, а проявил креативность мышления — именно то качество, которое
требуется человеку его специальности. Кстати, не стоит путать это с банальной
взяткой: в нашем случае он открыто в интернет-сообществе запустил своеобразную
оферту для всех: “Порекомендуйте меня работодателю за вознаграждение». А вот
напрямую предлагать деньги рекрутерам или потенциальным работодателям не
следует. Такой нечистоплотный подход, скорее всего, поставит крест на таком
кандидате.
Будьте осторожны
В то же время, к проведению подобных акций по поиску работы
нужно подходить осторожно. Далеко не все уважающие себя компании оценят
подобный ход.
PR и маркетинг, журналистика,
интернет-технологии, дизайн и другие творческие специальности – тут себя можно
проявить, но в других областях следует соблюдать осторожность.
Резюме в стихах, с фотографиями и
рисунками неофисного плана могут
шокировать нанимателя и не позволят добиться результата. Получив такие
художества, большинство работодателей теряют интерес к кандидату. Выделяться
лучше более активными действиями при поиске работы, например, перезвонить
работодателю и напомнить о направленном ему резюме, тем самым подчеркнув, что
вы заинтересованы именно в данной вакансии. На собеседовании следует показать
свою осведомленность о компании, должности и специфике работы. Ни в коем случае
не следует на собеседовании показывать, что вы готовы на любые условия или
работу в любой компании, которая вам ее предложит.
Могут помочь и рекомендации с ваших
предыдущих мест работы, тем более, что сейчас их спрашивают практически все
потенциальные работодатели. В то же время, рекомендации способствуют
приглашению на интервью, но все же не дают гарантию трудоустройства. Решение
будет принято только по результатам собеседования. Именно от него, а также
вашего резюме будет зависеть, возьмут вас или нет. И только в том случае, когда
за вакансию спорят два-три равноценных кандидата, за одного из них может
сыграть рекомендация.
Грамотно составленное резюме с описанием
не только должности и места работы, но и достигнутых результатов, а также
сопроводительное письмо к резюме также могут помочь обратить на себя внимание
работодателя.
Еще один способ выгодно выделиться из
толпы соискателей, не шокируя при этом работодателя - продуманная
самопрезентация. Проявив себя ярко на
собеседовании, например, презентовав план сокращения расходов бюджета по
проекту, который начинает компания, вы тем самым продемонстрируете не только
заинтересованность в работе именно в этой фирме (ведь видно, что вы детально
изучили ее бизнес), но и обладаете аналитическими способностями.
Не важно, при помощи каких приемов вы
выделитесь из массы кандидатов. Главное для того, кто ищет работу — понять, в
чем именно его ценность как специалиста, а как только он найдет в себе
достоинства, то сможет подать их в наиболее выгодном свете.
|